Ответьте на 5 вопросов«И мы подберем Вам выгодный кредит»
Помощь
в получении
кредита
Ставка от 4.4%
По 2-м документам
С любой кредитной историей
Без подтверждения дохода
Подробнее
В ЦБ направили инициативу о запрете для банков включать страховку в кредит

В ЦБ направили инициативу о запрете для банков включать страховку в кредит

22.01.2023
Время чтения ~4 минуты

Новые меры борьбы с недобросовестными практиками.

Как стало известно, регулятор предложил кредиторам проработать предложения об альтернативных вариантах для заемщиков в вопросах оформления кредитных договоров со страховками. Причем правозащитники потребителей высказались о том, чтобы ввести запрет для банков на включение стоимости страхового полиса в сумму самого потребительского займа, если для клиентов не будет предлагаться при этом какая-либо альтернатива.

Такая необходимость возникла в связи с тем, что, несмотря на предусмотренное законом право необязательного страхования при оформлении потребкредитов, финансово-кредитные компании по-прежнему ухищряются навязывать эту необязательную опцию своим заемщикам.

Инициатива, запрещающая кредиторам включать необязательное страхование в тело кредита, уже поступила на рассмотрение в Центробанк. Как полагают специалисты, реализация данного предложения сможет сделать кредитование более прозрачным для потребителей, но при этом же нарастают риски роста рыночных процентных ставок по программам заимствований и одновременно с тем есть вариант столкновения с такой проблемой, как сокращение доли одобрений по заявкам.

Борьба Банка России с недобросовестными финансовыми учреждениями, навязывающих страховки своим клиентам и включающих стоимость этого необязательного дополнительного продукта в сумму заимствования ведется давно, но только должного результата в этом вопросе добиться на данный момент пока не получается. Такая практика была замечена даже за наиболее крупными игроками на рынке, среди которых можно увидеть «Сбербанк», «Россельхозбанк» или «Газпромбанк».

Статистика проблемы.

Как следует из регуляторной отчетности, за весь 2022 год число обращений от россиян с претензиями на незаконные действия кредитных компаний, навязывающих страховые услуги, покрывающие риски жизни заемщиков, увеличилось относительно результатов предыдущего года на 11,3%, а по страхованию здоровья клиентов от несчастного случая – более чем на 29,8%.

Причем количество обращений, связанных с навязыванием страховых программ в сегменте розничного кредитования, увеличилось за последние 12 месяцев более чем в 3,7 раза. Только в период с января по октябрь 2022 года (не включительно) в ЦБ РФ поступило около 34,47 тысячи жалоб на тему потребительского кредитования.

Пояснений специалистов.

Эксперты рассказали, что в большинстве случаев отечественные банки, приплюсовывая стоимость страхового полиса в тело займа, формально работают согласно предписаниям закона. Обычно, эта страховка является одним из условий для оформления кредитного договора, и заемщик своей подписью в договоре соглашается с данным требованием. С другой стороны – банки работают с целью извлечения собственной выгоды из самого факта приобретения страховки заемщиком, а потребители никак не ознакомлены со своими правами. Получается, что кредитополучатели приобретают буквально бесполезный для себя продукт, да еще и в кредит. Из более детального изучения статистики этого вопроса становится понятно, что стоимость только опции страхования может достигать порой более 18,5% от размера самого займа, что по сумме составляет иногда даже сотни тысяч рублей. При этом годовой процент по кредиту при отказе заемщика от этой дополнительной услуги может стать выше на 5,5-21,5% в среднем.

Кроме того, не менее остро стоит проблема, в случаях с досрочным погашением кредитных обязательств, когда банку долг вроде бы и возвращен, а вот вернуть излишне уплаченные деньги за страховой продукт из СК, являющейся партнером кредитного учреждения, на деле оказывается предельно затруднительным для потребителей.

Для решения проблемы в Центральный банк и была направлена инициатива, запрещающая финорганизациям кредитовать население, не предоставив клиентам право самостоятельно выбирать удобный способ оплаты страхового полиса – то есть за счет своих или заемных средств. Отметим, что документ с данным предложением был направлен от лица международной Конфедерации обществ потребителей еще 11 января. В пресс-центре регулятора факт получения письма подтвердили и обещали его изучить. Однако вместе с тем в Банке России напоминают, что навязывание услуги страхования считается недопустимым моментом в процессе кредитования, а также обращается внимание на то, что потребители имеют право, предусмотренное законом, застраховать свое здоровье или жизнь отдельно от кредитного соглашения, заключенного с банком. В регуляторе заявляют, что поддерживают мысль о том, что процесс выбора обязан быть предельно прозрачным, доступным, а главное - осознанным для россиян, оформляющих ссуды.

Только одновременно с этим, часть экспертного сообщества считает, что для предполагаемого регулирования существуют и определенные риски. Так, к примеру, установив запрет на сокрытие от клиентов информации об их праве выбирать вариант оплаты полиса страхования, можно столкнуться с проблемой увеличения стоимости потребительского кредитования или с уменьшением процента одобряемости по запросам на выдачу ссуд. Ведь в случае, когда стоимость страховки включается в общее тело займа, кредитор начисляет проценты на всю итоговую сумму, а если заемщик выберет оплату страховку за свой счет, то финансово-кредитная организация недополучит некоторую сумму в виде доходной части от процентов.

 

Помощь в получении кредита!
Ставка от 4.4%
По 2-м документам
С любой кредитной историей
Без подтверждения дохода
Подробнее