Услуги
наличными
недвижимости
автомобиля
бизнеса
в кредите
Заполните заявку и наш
менеджер свяжется с вами
в течение 10 минут!
Спасибо за вашу заявку!
Получите экспертное заключение бесплатно
кредитных историй
Оформите заявку без предоплаты
Спасибо за вашу заявку!
Работа кредитным брокером c доходом от 150 000 ₽/мec!
- Современная компания
- Комфортные условия
- Доход без ограничений
Все прошло успешно!
Рассчитайте свой кредитный потенциал
Банки массово отказываются от реструктуризации проблемных кредитов
Льготы не для всех. Почему банкиры не изъявляют особенного желания, чтобы предоставить послабления клиентам?
С начала лета от россиян стали все чаще поступать жалобы на кредиторов, которые отказывают в большинстве случаев клиентам в дополнительной опции по предоставлению кредитных каникул (ФЗ №106) или не желают реструктурировать ранее оформленные займы. Причем число подобных претензий, начиная с апреля, выросло сегодня на 10,5-15,5 процентов. Представители же банковской среды в свое оправдание указывают на всевозможные несоответствия законодательным требованиям в подобных заявках от клиентов, в том числе и на фальсификацию сведений о персональных доходах некоторыми заемщиками. Однако эксперты, изучив детально данный вопрос, все чаще сходятся во мнении, что кредитным учреждениям просто невыгодно реструктурировать действующие обязательства, в связи с тем, что в дальнейшем это может отрицательно отразиться на собственных резервах и капитале. Также отмечается, что количество обращений от лица россиян, оформлявших кредиты на условиях высоких процентов, в перспективе может начать увеличиваться слишком быстрыми темпами.
Согласно статистике Общероссийского народного фронта «За права заемщиков», число поступивших жалоб на проблемы с предоставлением льготного периода отсрочки по оплате кредитных обязательств в июле составило несколько тысяч, и это стало на 30% выше числа поступивших обращений за предыдущий месяц. Также в правлении этого проекта подтвердили, что наблюдается значительное увеличение жалоб от физических лиц на банки, которые отказываются реструктурировать задолженность.
Комментарии банковских представителей.
В свою очередь Центробанк официальной статистики по реструктурированным договорам или предоставленным кредитным каникулам, а также проценту отказа по ним, не озвучил. Сами кредитные организации тоже весьма размыто комментируют подобную информацию. Например, в «Почта Банке» рассказали, что за июль к ним поступило порядка 9,3 тысячи заявок с подобными запросами, и все они были исполнены. Причем в начале апреля в банк обратились 4,8 тысячи заемщиков с запросами на кредитные каникулы. Администрация «Абсолют Банка» уверяет, что по сравнению с весной, в начале и середине лета не наблюдается какого-то существенного изменения или роста числа запросов от граждан, как на каникулы, так и на реструктуризацию. «Промсвязьбанк», комментируя обстановку с предоставлением льгот и послаблений заемщикам, заявил, что число запросов на подобные опции сегодня по сравнению с тем, что наблюдалось в середине весны, вообще сократилось на треть. Кроме того, на данный момент в этих банках уровень одобрений по таким заявкам составляет порядка 44-92%.
«На наш взгляд существует две основные причины, по которым клиентам отказывают в подобных послаблениях. В первую очередь, это невозможность или отказ заемщика предъявить банку официальный документ, который мог бы подтвердить факт снижения уровня его персональных доходов. При этом второй причиной является заведомо ложная информация о сведениях относительно источника дохода на этапе получения займа. Кроме того, кредиторы отказывают по подобным обращениям в случаях, когда заемщик чрезмерно долго не производит взносы по условиям кредитного договора и к должнику уже выставлен судебный иск» - пояснил Александр Шорников, руководитель отдела розничных рисков в банке «Зенит».
Если признать кредит реструктурированным, банку потребуется увеличить объемы резервов по таким займам. Изменив условия погашения кредитных обязательств даже лишь в 20 процентах случаев, на доходах и капитале самого кредитного учреждения это отразится весьма негативно. Также нежелание кредиторов в подобных послаблениях связано с поведением самих заемщиков. Реструктурировав долг, только около 50 процентов клиентов в действительности восстанавливают свою платежеспособность, а ведь для кредиторов в приоритете находится именно платежная дисциплина.
В защиту клиентов.
Юристы обращают внимание, что у россиян существует законное право реструктурировать долг перед кредитором. Это закреплено законом и обозначено в рекомендациях Банка России. В связи со сложившимися условиями и существующими обстоятельствами для реструктурирования кредита россияне могут применить различные механизмы для защиты своих интересов. Наиболее эффективным способом, как считают юристы, является отправка жалобы в территориальные подразделения Центробанка или подача обращения в местное отделение Роспотребнадзора. Кроме того, у клиента есть всегда не менее действенный вариант - обращение в судебные инстанции.
Еще в период пандемии коронавируса, два года назад, в апреле, за кредитными каникулами в банки обратилось больше 102,6 тысяч человек и положительный ответ по заявкам тогда получили больше 56,7% граждан. Зато в текущем году в апреле число заявок, поступивших кредиторам, исчисляется несколькими десятками тысяч, а вот доля одобренных среди них составляет лишь 42,3%. Что касается реструктуризации кредитов, то спрос на подобные программы будет однозначно расти, потому что клиенты уже сегодня начинают интересоваться такой возможностью, ведь кредиты, которые они оформляли в марте, предоставлялись по рекордно высоким ставкам.